Страх неудачи, предвкушение фиаско и страх провала преследуют многих предпринимателей. Для них крах проекта и страх неудачи – это взаимосвязанные факты жизни. Будь то навязчивое предвкушение или реальный факт: потеря клиента, несвоевременная оплата, неспособность выполнить поставку в срок, неконтролируемо уходящий влево поток денежных средств, невозможность проводить достаточно времени со своей семьей. Для бизнесменов мужество – вовсе не отсутствие страха, а способность рационально и последовательно действовать, чтобы достичь поставленной достойной цели, несмотря на присутствие беспокойства и тревоги.
Эти страхи рождены не на пустом месте: исследования показывают, что приблизительно 75% предприятий терпят крах в течение первых 10 лет своего существования (по данным о выживании фирм Бюро статистики США). Для предпринимателей храбрость — это не отсутствие страха, а способность продолжать делать свое дело.
Исследование Warwick Business School (WBS) — британской бизнес-школы университета Уорвик — выявило четыре стратегии борьбы со страхом провала в бизнесе
Профессора WBS Габриэлла Качотти и Джеймс Хейтон опросили 65 предпринимателей и пришли к выводу, что страх скорого провала преследует людей, когда они развивают новое дело. По результатам опроса исследователи определили семь основных направлений, где респонденты чаще всего испытывали опасения и неуверенность:
- финансовая безопасность;
- возможность субсидировать свой проект;
- собственная состоятельность/самооценка;
- потенциал бизнес-идеи;
- общественное признание;
- возможность довести дело до конца, успешно реализовать проект/стартап;
- альтернативные затраты (издержки упущенной выгоды).
Также ученые выявили четыре ключевые техники, помогающие предпринимателям побороть страхи:
1. Эмоциональный самомониторинг и контроль. Важно заниматься психологическим самоанализом: прислушиваться к своим ощущениям, чувствам и настроению, фиксировать первые признаки негативных эмоций, которые влияют на ход мыслей, постановку целей и принятие решений.
2. Практическое решение проблем. Активный поиск недостатков, слабых сторон и хотя бы какие-то действия по их устранению — мощное средство против страха провала. В сложной ситуации нельзя подавлять или игнорировать проблемы — необходимо действовать. Но при этом стоит понимать, что перфекционизм и гиперисполнительность также представляют опасность для предпринимателей.
3. Обучение. Получение образования, тренинг и поиск информации помогают преодолевать сомнения и неуверенность в собственных возможностях.
4. Поиск поддержки. Поддержка из социума, круга общения, от наставников и коллег покрывает все три предыдущих пункта: позволяет получить знания и опереться на опыт других людей, осознать, что страх и беспокойство испытывают все, но это временное явление; понять, какие вопросы нужно решить сразу, а какие отпадут сами собой со временем.
В целом ученые пришли к выводу, что, чувство страха широко распространено среди предпринимателей и оказывает как отрицательное, так и положительное воздействие на мотивацию, принятие решений и . Однако мотивация страхом повышает уровень стресса, что отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому важно знать, что, хотя страх и является естественным состоянием предпринимателя, способность предотвращать его и управлять им – жизненно важный навык.